Орловская региональная организация общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена трудового красного знамени Общество слепых"
На главную страницу На предыдущую страницу

События и люди

Я - тифлопедагог}

Давайте знакомиться. Нина Олеговна Хорошилова. Я – тифлопедагог. Закончила Московский институт современного академического образования по специальности: тифлопедагог, тифлопсихолог. Я работаю в лицее №4 г Орла тифлопедагогом и тьютором у незрячего ребёнка.

Мне часто задают вопросы: «Кто такой тифлопедагог? Чем он занимается? Вы логопед? Это дефектолог?» Я отвечаю, что моя профессия действительно относится к дефектологии, вот только занимаюсь я проблемами развития, воспитания и образования детей с патологией зрения разной степени тяжести, это и слабовидящие, и незрячие (слепые) дети и подростки. «Незрячие, это понятно. Но зачем это нужно слабовидящим, ведь они же видят? Зачем им заниматься с таким специалистом?»

Да, слабовидящие дети видят достаточно для того, чтобы учиться в обычном классе по обычным учебникам, ходят без помощи сопровождающего, играют со сверстниками. Но всё равно они видят по-своему, согласно процентам зрения и умению родителей научить ребёнка видеть окружающую действительность. Однако, родители таких детей, как правило, не задумываются, а что же видит их ребёнок. А зачастую такие дети видят основные цвета, не заостряя внимания на оттенки, крупные предметы вокруг, не обращая внимания на «мелочи». Иногда дети сильно напрягают зрение, чтобы разглядеть какие-то предметы, а ведь можно просто «рассмотреть» это руками. Этому и родителей и детей тоже может научить тифлопедагог.

Слабовидящие дети регулярно ходят в кабинеты охраны зрения для занятий на различных приборах, однако, занятия с тифлопедагогом помогают закрепить результат проведённой терапии и расширить представление об окружающем нас мире, его полноте.

«А незрячие дети? Ведь главное в детском возрасте лечение, операции, не так ли? А потом они и сами научатся, когда увидят.»

При встрече с родителями незрячих детей, у нас выстраивается практически всегда одна линия разговора. Родители стараются убедить меня, что главное, вернуть ребёнку зрение, а уж потом начинать заниматься с ним, как со слабовидящим. Однако, процент «прозревших» детей не так велик, а время на развитие и обучение остаётся катастрофически мало, и тифлопедагогу и ребёнку приходится прилагать массу усилий, чтобы освоить весь материал, необходимый для поступления в школу. Создаётся нервозная обстановка в семье: родители не понимают, почему их ребёнок не может быстро освоить ту или другую тему, научиться определённым действиям с предметами, пособиями. А ведь тактильное восприятие формируется медленнее, плюс ещё надо усвоить массу информации, которую нельзя потрогать.

Вот для этого и работают тифлопедагоги. Плодотворное, систематическое сотрудничество родителей и специалиста дают положительные результаты в процессе развития детей с патологией зрения, освоении ими окружающего мира.

Нина Хорошилова



На предыдущую страницу На главную страницу